[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Sergio  
Форум » Обсуждение » История и обществознание » Начало монашеству на Руси
Начало монашеству на Руси
SergioДата: Вторник, 11.10.2016, 15:28 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Начало монашества на Руси 

Начало монашеству на Руси было положено ещекнязем Владимиром. При нем чернецы и черницы (так называли тех, кто принимал
монашество и облекался в черные одежды) селились около построенных храмов,
образуя небольшие безымянные монастыри. При его сыне Ярославе Мудром начали
строить отдельно стоящие «именные» монастыри. В основном их возводили князья
или бояре в честь своих небесных покровителей. Такие монастыри строили на помин
души и для того, чтобы принять предсмертный постриг. В то время каждый
православный христианин будь-то князь или простолюдин желал если не жить, то
умереть монахом. Однако, как замечает летописец, эти монастыри были поставлены
«от богатства», а не «слезами, молитвой и постом».Первыми, кто основал монастырь своими трудами иподвигами, были преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Именно онисправедливо считаются основателями русского монашества, несмотря на то, что и
до них на Руси монашество существовало уже более полувека.Преподобный Антоний родился в Черниговскойобласти и, достигнув совершенных лет, ушел на Афон. Там приняв постриг, он стал
жить отшельником в пещере. Через некоторое время Антоний получает благословение
вернуться на Русь и там насадить иночество. По возвращении с Афона, Антоний
обошел все существующие киевские монастыри и ни в одном не нашел себе «тихого
пристанища». Он видел смысл монашеского подвига в стремлении удаляться от
общества и его суеты. За чертой города он нашел небольшую пещеру, выкопанную в
холмистом берегу Днепра. Здесь Антоний и поселился в 1051 году. Так возник
Печерский (то есть пещерный) монастырь, впоследствии получивший название
Киево-Печерской Лавры.Слава об отшельнике вскоре разнеслась не толькопо Киеву, но и по другим городам. Многие стали приходить к нему за духовным
советом. Некоторые же оставались, деля с ним трудности пещерного подвига. Когда
число сподвижников Антония значительно увеличилось, он удалился в затвор на
соседнюю гору, не оставляя в то же время духовного окормления братьев нового
монастыря.Одним из первых учеников преподобного Антониябыл Феодосий. Вскоре после удаления Антония он был избран игуменом. Постепенно
Феодосий перенес монастырь из пещер на гору. Пещеры остались для Антония и тех,
кто желал затвора. Феодосий же не только не изолировал монастырь от мира, но
поставил его в самую тесную связь с ним, предназначая для общественного
служения.Феодосий и сам идет в мир. Мы видим его в Киеве,на пирах у князя, в гостях у бояр. Духовничество в то время было сильным
средством нравственного влияния на общество. Зная это, Феодосий умел соединять
со своими посещениями кроткое учительство и христианскую проповедь. Он строит
рядом с монастырем богадельню для нуждающихся. Каждую субботу он посылает в
город воз с хлебом для заключенных в тюрьмах. Осуждаемые находили в лице
Феодосия справедливого заступника перед князем и судьями. Однажды явилась в
Печерский монастырь неправедно осужденная вдова. Встретив Феодосия и не узнав
его, она попросила проводить ее к игумену. На вопрос Феодосия: «Зачем тебе он
нужен, ведь он человек грешный?» Вдова отвечала: «Я не знаю этого, но точно
знаю, что он многих избавил от печали и напасти и пришла просить его защиты
перед судом». Чрезмерная благотворительность Феодосия вызывала ропот у
некоторых иноков, тем более что сам монастырь оставался порой без куска хлеба.
Однако в своих поучениях Феодосий напоминал братии, что сами они пользуются
жертвой мирян и что платить миру должны не одной только молитвой, но и
милостыней.Личный подвиг Феодосия был глубоко сокрыт. Онвсегда весел лицом, но под верхней одеждой у него колючая, грубая рубаха –
власяница. Монах, подошедший ранним утром к его келье, слышит его «молящегося
слезно и совершающего земные поклоны». Услышав шум шагов, Феодосий притворяется
спящим и отвечает лишь на третий оклик, словно проснувшись от сна. Но больше
всего бросается в глаза непрерывность его трудов. Феодосий работает и за себя,
и за других. Он всегда готов взяться за топор, чтобы нарубить дров, или
натаскать воды из колодца. По ночам он мелет жито для всей братии. Повару,
просившему у него послать кого-нибудь из свободных монахов наколоть дров, он
отвечает: «Я свободен».Вместе с этим Феодосий кроток и любвеобилен. Онне любит прибегать к наказаниям. Его мягкость к покинувшим монастырь
изумительна. Он плачет о них, а возвращающихся принимает с радостью. Был один
брат, который «часто убегал» из монастыря, и всякий раз, возвращаясь, находил
радостную встречу. Кротким остается Феодосий всегда и ко всем. Таков он и к
разбойникам, пытающимся ограбить монастырь, таков он и к слабым инокам.Феодосий вместе со своимучителем Антонием в своей жизни явил русским людям путь новой, святой,
христианской жизни. Первого из них отличала жертвенная любовь и служение людям,
второго – суровость иноческого подвига. Они создали целую дружину духовных
богатырей. Благодаря им русское монашество сразу же начало свой золотой век.
 
gsm91317Дата: Воскресенье, 11.12.2016, 20:56 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Данная тема присутствует в школьной программе по истории России очень фрагментарно. Впервые об этом говориться в 6 классе на уроке по теме " Общественный строй и церковная организация на Руси"( п.9 учебника под ред. А.В.Торкунова). В тексте подчеркивается, что особенная роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям. Рассказывается о созданиии самого первого монастыря ,Киево-Печерского, святыми Антонием и Феодосием. Упоминаются и другие крупные монастыри, существовавшие в 13 в. В качестве домашнего или дополнительного задания предлагается выполнить проект " Жизнь в монастыре".Предлагаемый материал о зарождении   монашества на Руси обязательно пригодится в работе, можно его предложить и учащимся для подготовки проекта.
  Коллеги, прошу Вас обменяться своим опытом работы по темам, связанным с ролью монастырей,  РПЦ в истории нашей страны.
 
keyДата: Вторник, 13.12.2016, 21:41 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
28 ноября наша коллега, Ульянова Елена Викторовна, провела мероприятие для уч-ся 8-11 классов на тему" Время появления аскетических идеалов и их распространение на Руси" Предлагаю Вам конкспект.Тема «Время появления аскетических идеалов иих распространение на Руси», посвященный тысячелетию русского монашества. Цель : познакомить учащихся с идеей аскетизма, как духовной основой русского монашества.Задачи:1) познавательная – углубление знаний по историирусской православной церкви;2) образовательная – расширение кругозора  знаний православной культуры;  3)воспитательная -  раскрыть идеал аскетического образа жизни, как образец жизни особо почитаемыхрусских святых.[/size][size=14]Ход урока.1. Вступительноеслово учителя.Уважаемые ребята и гости . Мы собрались сегодня, чтобыобсудить одну из мало обсуждаемых, но очень актуальных тем: что такое
аскетический образ жизни и почему многие самые почитаемые святые выбрали
аскетизм,  как норму своей жизни. Данная темаособенно актуальна сегодня, когда мы живем в обществе потребления и когда
потребление и деньги становятся для многих смыслом жизни. Мне хотелось бы,
чтобы участники нашего урока задумались над тем, почему многие святые люди
выбрали аскетический образ жизни и считали, что только через него можно
приблизиться к Богу. Наше мероприятие посвящено тысячелетию русского
монашества, потому что монахи – это особые люди, которые посвятили свою жизнь
Богу и они, подобно многим  святым людямтоже считают аскетизм необходимым условием своего служения Богу. Начнем наш
разговор с попытки понять значение слова АСКЕТИЗМ и ЧТО ТАКОЕ АСКЕТИЧЕСКИЙ
ОБРАЗ ЖИЗНИ.
АСКЕТИЗМ – принципповедения и образ жизни, характеризующийся предельной воздержанностью в
удовлетворении потребностей; отказ от земных благ в целях достижения
нравственного или религиозного идеала.
Аскетизм — виддуховной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо
исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание.
Сегодня массовый аскетизмхарактерен именно для людей, выбравших служение Богу смыслом жизни. Чаще
всего  это монахи.
 1 докладчик.Монашество  -  сложилось в христианстве в кон.III- нач. IV в. в Египте и Сирии. Ожитиях древних монахов мы знаем из так называемого  Патерика. Патериками в древней христианскойписьменности назывались сводные жизнеописания подвижников - аскетов
определенной местности: Египта, Сирии, Палестины. Эти восточные патерики были
известны в переводах на Руси с первых времен русского христианства и оказали
очень сильное влияние на воспитание нашего монашества в духовной жизни.
Слово«монах» происходит от греческого слова «монос» - один. Монахомстановятся тот, кто решил  посвятить свою жизнь служению Богу. Монах в
своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся
посланцами Бога
НаРуси монашество появляется в кон. X - нач. XI в. Именно с принятием
христианства в жизнь наших предков вошло понятие «монах», «отшельник» для
которых аскетизм стал правилом бытия.
2докладчик.  Преп.Феодосий - отец русского монашества, был вторым святым, торжественно
канонизированным русской церковью, и первым ее преподобным. Подобно тому, как
Борис и Глеб упредили в земном прославлении св. Ольгу и Владимира, св. Феодосии
был канонизирован ранее Антония, своего учителя и первого основателя Киево
-Печерского монастыря. Древнее житие св. Антония, если оно и существовало, было
рано утрачено.Антоний, когда к нему начала собираться братия, оставил ее на
попечение поставленного им игумена Варлаама и затворился в уединенной пещере,
где и пребывал до самой смерти. Он не был наставником и игуменом братии, кроме
самых первых пришельцев, и его одинокие подвиги не привлекли внимания. Хотя
скончался он всего за год или за два ранее Феодосия, но к тому времени тот был
уже единственным средоточием любви и почитания не только монастырской, уже
многочисленной братии, но и всего Киева, если не всей южной Руси. В 1091 г. мощи св. Феодосиябыли открыты и перенесены в великую Печерскую церковь Успения Богородицы, что
говорило о его местном, монастырском почитании. А в 1108 году, по почину
великою князя Святополка, митрополит с епископами совершают торжественную
общую) его канонизацию. Еще до перенесения его мощей, лет 10 спустя по смерти
святого, преп. Нестор написал его житие, обширное и богатое содержанием.
3 докладчик.Другой почитаемый русский святой -Преподобный АвраамийСмоленский родился в середине ХII в. Он, подобно святым Антонию и Феодосию
продолжил следовать пути духовного и физического аскетизма. Из жития пред нами
предстает необычный на Руси образ аскета с напряженной внутренней жизнью с
мрачно - покаянным представлением о человеческой судьбе, суровый учитель,
одушевленный, может - быть пророческим вдохновением.
4 докладчик.Новое подвижничество, способствовало распространению идейаскетизма, связано с именем Преп. Сергия Радонежского, возникает со второй
четверти XIV века. Это подвижничество пустынножителей. Взяв на себя
труднейший подвиг, и притом необходимо связанный с созерцательной молитвой,
монахи-пустынники поднимут духовную жизнь на новую высоту, еще не достигнутую
на Руси. Главою и учителем нового пустынножительного иночества был преп.
Сергий, величайший из святых древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV
века являются его учениками или "собеседниками", т. е. испытавшими
его духовное влияние. Житие преп. Сергия сохранилось благодаря его современнику
и ученику Епифанию (Премудрому), биографу Стефана Пермского.
5 докладчикСегодняидея аскетического образа жизни преобладает именно в монастырях  Монастырь– это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди,  чтобы
поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за  советом
 в трудной жизненной ситуации, за  исцелением от болезни. А некоторые
люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг
благочестия. Кто эти люди?
Статьмонахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.
 Монах (инок - т. е.иной, не такой, как все) принимает обеты.   Обет  - торжественное обещание,обязательство. Основныхобетов 3: нестяжания (отказа от собственности), целомудрия (безбрачия), послушания (абсолютного повиновения уставу и монастырской власти,полного отказа от собственной воли).                       
             6  докладчик.  
       Проживающихв одном монастыре монахов называют монастырской братией.- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?Как одеваются монахи и монахини?  Давайте создадим словесный портрет
монаха. (Ответы обучающихся).
Монахи одеты по-особому. Они носят камилавку или клобук - головной уборчерного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами,
спускающимися на спину.
               
             Их одежда состоит из рясы и мантии.  В руках неспешно перебирают чётки, произнося «про себя» молитву.      
                     
                    Самимонахи свое облачение воспринимают как воинское: четки называют «меч веры»,
клобук - «шлем веры». Одежды православного монашества черные, что является
символом отказа от мира. Принятие в монашество происходит в чине пострижения.                                
                  7 докладчик.
Постригмонаха означает, что он сам отдает себя в слуги Христу.   Начинается его
совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.
Изпредставителей монашества  в русскойправославной традиции формируется высшее руководство Церкви - епископат.   Монашеская жизнь имела самые разнообразные формы.Были монахи-отшельники, которые жили в совершенном одиночестве. Омножестве из них мы и не знаем, так как некому было сообщить об их подвигах и
трудах. Были странствующие иноки.
Был «скитской» тип монастырей – в таком монастыре каждыймонах жил, трудился и питался самостоятельно, но был под руководством
старца-наставника и участвовал в общей молитве.
Были «киновии» – общежительные монастыри (на Руситаковыми были почти все, а в настоящее время практически 100% наших
монастырей). В таком монастыре братия трудится и молится вместе, пищу и одежду
получает в монастыре, не имеет никакого имущества, подчиняется настоятелю.
 Заключительное слово учителя: ребята, уважаемые гости. Мы прослушали доклады о том, каки когда на Руси зародилась и получила распространение идея аскетизма и почему
она стала востребована именно Церковью. Мы услышали, что самые почитаемые люди
Русской земли, святые люди, вели именно аскетический образ жизни. Это позволило
им стать совершенными людьми, приблизиться к тому идеалу, который нес
человечеству Спаситель. Хотелось бы, чтобы каждый присутствующий задумался над
своим образом жизни и, может быть, добавил в него чуточку АСКЕТИЗМА и
ДУХОВНОСТИ в противовес культу потребления и жажды богатства и развлечения,
которые порой становятся смыслом жизни многих современных людей. Помните -
Спаситель проповедовал человечеству другие идеалы.
    Приложения.1. Устав монастыря Санаксарского (1885 г.)2.  Видеосюжет «Валаам – Земля Бога»  Устав монастыря Санаксарского(1885год) Братияобязаны все:·           Приходитьнеленостно к началу всякаго богослужения. Это первая святая обязаность каждаго.·           Преждеокончания богослужения из церкви отнюдь не выходить.·           Вцерковь ходят все монашествующие в мантиях, ко всякой службе.Из общагодостояния монастыря каждому … дается: одежда – летняя и зимняя, обувь, белье,
освещение для келий, отопление и прочее необходимое.
Трапезаежедневно приготовляется для всех общая, — одинаковая. Кроме немощи, или
болезни, в келии особенно трапезовать никому не дозволяется…
Братия … самиисправляют все необходимые дела и труды, на общую пользу монастыря: приготовляют
трапезу: пекут хлебы, приготовляют для питья квас, возделывают огороды, моют
белье, караулят лес: в известныя времена: трудятся на сенокосе, на ловле рыбы.
Послушание братиям, смотря по способности, назначаются, по благословению и
рассмотрению настоятеля.
 Желающих поступить вновь в монастырь - в число братства,принимают с рассмотрением поведения и характера их внимательно в течение трех
лет. Если кто окажется неспособным к жизни монастырской, то таковых немедленно
удаляют, выдавая мирское их одеяние и вид.
Вопросы:Найдите в тексте свидетельствааскетического образа жизни монахов.2 Объясните, почему монахи не могли иметьпривычный для других людей светский образ жизни.3 Подберите материал и интернета,свидетельствующий о том, что и современные монахи привержены именно
аскетическому образу жизни.
 
Форум » Обсуждение » История и обществознание » Начало монашеству на Руси
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: